Самураи Art of War

История становления сословия самураев

01.07.2011
Одним из наиболее привлекательных феноменов Страны восходящего солнца, являются ее знаменитые «мужи силы», потомственные воины, поэты и мыслители – самураи. Люди, поколениями отдававшие жизнь превращению войны в высокое искусство, доблестные защитники интересов своих сюзеренов, мечтатели и паломники, верные данному слову даже тогда, когда сама жизнь воина висит на волоске, способные добровольно расстаться с ней во имя высоких идеалов чести. Они, самураи, во многом создали знаменитый на весь мир образ страны, мужи которой в равной степени способны предаваться возвышенному созерцанию волшебства цветущей сакуры, усматривая в ее скоротечном цветении символ суетности происходящего и погружаться в кровавое неистовство битвы где меч скрещивается с мечом, а кровь воинов, пролитая на поле брани, отражает блеск предвечного солнца. И с улыбкой смотрит на своих павших сыновей самая почитаемая в синтоистской Японии богиня-мать Аматэрасу-Оомиками, ибо достоинство павшего воина выше инстинкта самосохранения…

Самураи в широком смысле - светские феодалы, начиная от крупных владетельных родовых князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении - военное сословие мелких дворян. Сословие самураев, разумеется, вышло из более широкого профессионального круга «буси». Само слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» - в дословном переводе означает: служить вышестоящему лицу. Самураи не просто рыцари, они были и телохранителями своего даймё, и в то же время и слугами в повсеместной жизни. Самая почётная должность - смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как смотритель зонтика или "подаватель" воды утром, после сна.
Тогда же происходит оформление культа меча, как основы специфических верований сословия самураев. «Меч – душа воина» - гласит кодекс самураев «Буси-до» (путь воина). Помимо поклонения оружию и воинскому искусству, как способу превращения самого самурая в разящий меч, складывается еще один специфический феномен самурайства – культ смерти, как главной цели воина.
«Просыпаясь утром самурай говорит себе – сегодня я должен умереть» - одна из первых заповедей «Буси-до». Смерть для самурая, потомка богов есть цель и смысл жизни, соперничать с которым по значению может только верность своему сюзерену. Самурай не просто не боится смерти – он всю жизнь стремится к ней, неся смерть врагам своего господина, и принимая смерть, если господин падет на поле брани, или как-то еще покинет этот бренный мир. В случае смерти или поражения своего сюзерена, покорные ему самураи должны совершить переход в мир иной посредством особого обряда «сэппуку» - воин должен распороть себе особую точку «хара», «вместилище души» специальным коротким мечом, в то время как его помощник, дабы умирающий излишне не страдал, отсекает ему голову. Имели место случаи, когда обряд «сэппуку» совершали целые армии. С «сэппуку» связано еще одно явление в самурайской среде – «ронины». «Ронин» - самурай, по какой-либо причине, не принявший смерть вслед за своим господином. Такой самурай навсегда лишался чести и становился изгоем. Единственным выходом для него было стать разбойником на большой дроге, либо нищенствовать.

По наиболее распространённому мнению, самурайство зародилось на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии, где племена айну ожесточённо обороняли свои земли от императорских войск. Основу самурайства составили беглые крестьяне и вольные охотники, искавшие «земли и воли» на границах империи. Подобно донским и запорожским казакам, они проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с воинственными аборигенами, защищая государственные границы.
Опасной была жизнь и в других провинциях Японии. В прибрежных водах промышляли пираты, во внутренних районах, в лесах и горах бесчинствовали разбойничьи банды. По всей стране то и дело вспыхивали восстания крестьян. В этих условиях губернаторы и знать провинций, в особенности пограничных, не хотели, да и не могли полагаться на императорские войска и предпочитали собственными силами наводить порядок. Для этого они создавали небольшие профессиональные военные формирования, находившиеся под их непосредственным командованием.
В X—XII вв. в процессе многочисленных и кровавых междоусобных войн, которые то и дело развязывали владетельные «даймё» стремясь расширить собственные владения, окончательно оформилось воинское сословие самураев, «мужей силы», чьим единственным занятием была война и оттачивание собственного воинского искусства. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), превратившегося в писанный свод заповедей «Бусидо».
Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война «Смута Гэмпэй» между владетельными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.
Эпохи Нара и Хэйян (710 - 1185) 
В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Hара. Город был построен по образцу столицы Китая. В Hара были выстроены новые большие буддийские монастыри. Вскоре их политическое влияние достигло такого уровня, что ради сохранения власти императора столица была перемещена в 784 году в город Hагаока, и в 764 году в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении тысячи лет.
Эпохи Нара и в особенности Хэйян были насыщены войнами и восстаниями. Как и Европа того времени, Япония переживала период многочисленных жестоких междоусобиц, когда властные притязания отдельных владетельных господ, переходили в кровавые войны, уносящие тысячи жизней. ?˜менно в этот период самураи становятся наиболее влиятельным сословием – кодекс «Буси-до», основополагающий для любого, даже самого мелкого самурая гласит: смысл жизни воина – преданность.
Клан Фудзивара в течении несколько веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из своего рода замуж за императоров и занимая всё больше постов в Киото и провинции. Влияние клана достигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара Митинага стал регентом «кампаку». В результате правления Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть не могла поддерживать порядок в стране. Поэтому многие землевладельцы нанимали самураев для защиты своей собственности и самурайство получало все большее влияние в стране. 
Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда новый император Го-Сандзё решил управлять страной самостоятельно, и Фудзивара не смогли подчинить его своей власти. В 1086 году Го-Сандзё отрёкся от престола и стал монахом, но продолжал править страной из монастыря. Новая форма правления была названа правительством ?˜нсэй (императоров-монахов). ?˜мператоры ?˜нсэй оказывали политическое влияние с 1086 до 1156 года, когда правителем Японии стал Тайра Киёмори. 
В XII веке в японском политическом пространстве особенно выделялись два влиятельных военных клана: кланы Минамото (или Гэндзи) и Тайра (или Хэйкэ). Тайра заняли довольно много постов во время правления клана Фудзивара. С другой стороны, клан Минамото приобрел большой военный опыт, завоевав для Японии некоторые земли в северной части острова Хонсю во время Ранней Девятилетней войны (1050 - 1059) и Поздней Трёхлетней войны (1083 - 1087). 
В 1159 году разразилось кровопролитное восстание Хэйдзи. По сути дела это было военное противостояние двух влиятельных кланов, битва за власть. В результате фактическим лидером Японии стал Тайра Киёмори из клана Тайра. Он правил страной с 1168 по 1178 год, фактически не обращая внимание на императора и основывая свою власть исключительно на мечах подвластных ему самураев. Однако и клан Минамото, пусть и ослабленный, не потерял своего влияния во многих провинциях империи.
После смерти Киёмори кланы Тайра и Минамото, развязали знаменитую войну Гэмпэй, длившуюся пять долгих лет (1180 - 1185). После многочисленных кровопролитных сражений, клану Минамото удалось победить Тайра, и лидером Японии стал Минамото Ёримото. 
Главным результатом затяжной кровопролитной войны стало становление новой системы власти – власти сёгунов, военных правителей, формально подотчетных императорскому двору, но на самом деле ведущих собственную политику и сосредоточивших в своих руках все рычаги власти. Сёгун являлся самым могущественным человеком в стране: наивысшим по рангу самураем и главным министром в одном лице. Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, да и двор его сохранял определённое влияние, господствующее положение они утратили - император вынужден был соглашаться с решениями сёгуна под угрозой «добровольного» отречения от престола.
Ёритомо создал новый орган управления империей, именовавшийся «полевой ставкой» «бакуфу». Как и сёгун, большинство его министров и их помощников были самураями. Благодаря этому, дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни Японии. Опытный полководец, Ёритомо на все важные посты в провинциях назначил людей, снискавших его доверие в войне Гэмпэй. Кроме того, в каждой провинции были учреждены две новые должности военного губернатора и земельного главы, подчинявшихся и подотчётных непосредственно «бакуфу», главой которого был сам сёгун. Таким образом, сёгун и его министры были прекрасно осведомлены о том, что происходило в стране, и могли, в случае необходимости, своевременно принять решительные меры.
Камакурский сёгунат, просуществовавший около полутораста лет, открыл новую главу в истории Японии - эпоху владычества самураев.


В жизни всё фальшиво. Есть только одна истина, И эта истина - смерть.