Самураи Art of War

Сэппуку - ритуальное самоубийство

02.10.2013
Сэппуку — ритуальное самоубийство, занимающее особое место в мировоззрении самураев.
Приемы сэппуку были канонизированы и преподавались с детства. Все знают о харакири. Сэппуку и Харакири означают одно и то же действие. Оба слова записываются одинаковыми иероглифами, однако, отличаютс по прочтению и звучанию.

Сэппуку — произноситя согласно китайскому чтению,  Харакири — согласно японскому. Первое в Японии употребляется гораздо чаще, чем второе, имеющее просторечную окраску.

В период Эдо (1603-1807), когда обряд ухода из жизни окончательно сформировался, основанием для сэппуку мог стать официальный приговор суда. Сэппуку традиционно совершалось особым кинжалом Кусунгобу, но также и Вакидзаси или большим мечом, взяв его за обернутое в ткань лезвие. Часто во время ритуала рядом с самураем, совершающим сэппуку, присутствовал кайсяку — человек, в задачу которого входило одним ударом отрубить воину голову, чтобы прекратить его мучения.

Японцы верили в многократное перерождение и достойный уход из жизни считали важным основанием для нового лучшего рождения. Но описанные выше условия для совершения сэппуку идеальны: когда некуда спешить, когда приготовлено место в саду среди цветущих вишен и присутствуют два представителя власти, знаток церемониала и кайсяку. Иное дело — уйти из жизни в бою: броситься в гущу врага и достойно погибнуть в битве. Не имея возможности и времени на соблюдение ритуала, самурай мог бросить свое тело на собственный меч или копье, поспросить помощи у товарища по оружию, перерезать себе горло, прыгнуть со скалы или стены замка, плотно прижав к себе несколько своих врагов, или погибнуть со множеством противников в пламени умело подожженного замка. История знает немало примеров, когда муж и отец — владелец осажденной крепости — перед тем, как уйти самому, убивал жену, детей и наложниц.

Женщины совершали самоубийство более «простым» способом. Жены и дочери самураев всегда имели при себе кинжал кайкен для самообороны и для дзигаи (самоубийства путем вскрытия шейной артерии). При этом было важно, убив себя, «грациозно увядшим цветком склониться на бок».

Несколько примеров причин для самоубийства эпохи самураев:

Дзюнси (или Цуйфуку) — буквально означает «смерть во след».
Инсеки Дзисаку — самоубийство вследствие осознания своей ответственности за случившееся.
Канси — смерть по убеждению, в быту к нему прибегали обманутые и брошенные супруги.
Синдзю — самое известное из классических японских самоубийств, подразделяется на:
Дзёси — самоубийство влюбленных.
Ояко синдзю — самоубийство родителей с детьми.
Сокоцу си — самоубийство по причине своей несостоятельности (невыполненное обещание, опрометчивые слова, поступки и пр..)
Му нэн бара — самоубийство на почве ярости, которая не может быть обрушена на виновника.

Самурайский морально-этический кодекс бусидо («Путь воина») предполагал знание литературы и умение слагать стихи  одним из обязательных качеств истинного самурая. В момент крайней опасности или предчувствуя скорую смерть, когда гибель казалась неизбежной, (например, перед сражением, в период тяжелой болезни и т. д.) самураи оставляли танка и хайкай — стихи, которые в Японии называют дзисэй - «стихи смерти».
Признаком хорошего тона и проявлением истинно самурайского духа считалось написание дзисэй перед совершением сэппуку (харакири).

«Дослушаю песню
Кукушки
В мире теней».


Одним из самых ярких примеров следования кодексу чести самурая является история о 47 ронинах (47 преданных васссалах), которые после падения дома своего господина Асано Наганори и его смерти посвятили свою жизнь подготовке к мести за него под предводительством Обоси Юраносукэ Ёсио. Выбрав момент, они напали на дом Кира Ёситака, бывшего виновником смерти их господина, и отрубили ему голову.

47 преданных (верных) вассалов стали символом и примером стойкости в самурайском кодексе бусидо. Именно поэтому, не смотря на то, что они совершили преступление, им было даровано разрешение совершить сэппуку.

Уже в ХХ веке кодекс бусидо также сыграл свою роль во Второй мировой войне. «Я постиг, что путь самурая — это Смерть» - изречение из книги Ямомото Цунэтомо «Хагакурэ», ставло лозунгом летчиков камикадзе («божественный ветер»). Повязав на голову белую повязку хатимаки, они напишут прощальное письмо и, вложив в конверт прядь отрезанных волос на память, выпив искупительную чашку сакэ, они улетят в свой последний полет.

Вот что написал своим близким в прощальном письме один из многих летчиков-смертников, выполнивших свой долг перед родиной: «Мне дарована прекрасная возможность умереть. Я упаду как цветок с ослепительно цветущей вишни».

Сотни офицеров и солдат японской армии сделали сэппуку или убили себя иным способом, узнав, что император подписал акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне.

Согласно  кодексу бусидо

ИЛИ ПОБЕДА ИЛИ СМЕРТЬ!

 

Выражаю благодарность авторам книг и других источников,
из которых я почерпнул  информацию для этой статьи,
Дмитрий Белинцев.

Меч - это душа самурая.